В общем, не знаю, будет ли это кому интересно, но просто сборка фактов, поверий и прочего треша из мира моделизма. На истину в последней инстанции не претендую, но постараюсь держаться как можно более объективно

favorite 36
message 85

Вообще, первое, с чем сталкивается молодой рыцарь кисточки и клея - это масштаб. И для человека, который привык, что его практически везде окружают десятичные соотношения всего и вся, очень необычно видеть все эти 72, 48, 16 и прочие странные числа (хорошо хоть не простые)

Разгадка масштабов 1:72 и 1:48, на самом деле элементарна - это все испарения с торфяных болот^W^W^W^W^W Это все потомки Кромвеля и Бэкона. Они решили, используя свою любимую имперскую систему мер запилить дичь. не такую, как с калибрами гладкоствольного оружия, но похоже

Как помните - в футе 12 дюймов, вот и понеслась телега, что будем брать в дюйм модели определенное количество футов из реального прототипа. Англичане взяли 6 футов, в США каким то образом прижились 4 фута в дюйме. Туда же можно отнести и 1:24, в котором чаще всего делают машинки.

Конечно, есть и метрические масштабы, но их доля не так уж и велика. Чаще всего вспоминается или 1:25 для тех же машинок, или 1:100, для всяких мелких моделек. 1:35, если я правильно помню, пошел от подгонки размера техники под размер среднестатистического оловянного солдатика

Были и более хитрозадые товарищи.Некоторые личности просто подгоняли масштаб под размер имеющихся коробок. Лишь бы литники влезли. Кажется Revell и Airfix таким баловались, но могу ошибаться.

С размером солдатиков, кстати, сложнее, там величина считается "от земли до уровня глаз". Сразу то и не понятно. А известный всем с детства масштаб 1:43 идет из того же туманного Альбиона, из дюймовых соотношений. А еще точнее, из железнодорожного моделизма

В ЖД, я откровенно говоря не шарю, там своя атмосфера, поэтому врать не буду. Но вроде как, в Британии были популярны вагончики с колеей в пресловутый дюйм, что в 43 раза меньше ширины настоящей колеи.

По степени вовлеченности в процесс, на мой взгляд можно выделить три крупных группы людей, которые наиболее заметны. Это "заклепочники", "Мигелисты" и "искоробочники". С последними все понятно - собрал "из коробки", покрасил, радуешься.

Первые - самая фимозная и упоротая часть комьюнити. Искренне считают, что если уж говоришь, что делаешь "модель", то ты должен делать МОДЕЛЬ. С полным соответствием оригинальному прототипу, исторической информации и всему остальному.

Доходит до того, что человек покупает коробку пластика, а потом переделывает в нем ВСЕ. Каждая заклепочка вымеряется вплоть до сотых долей миллиметра, и это даже без учета того, что в производстве прототипа был заложен какой нибудь разброс по точности.

То есть, это не то, чтобы плохо. Это заставляет ковыряться в исторических источниках, развивает техническую грамотность, но на производительности сказывается не лучшим образом. Некоторые такие модели строятся десятилетиями

И что обиднее всего для создателя - мало кто может это оценить. Nobody Cares, ага. Особенно если прибавить к этому довольно скучный покрас. Из покраса как раз и вылезают Мигелисты.Это те,кто следуют заветам Мигеля Хименеса и считают, что на соответствие сотым долям можно положить

, а вот красивую "коробочку" сразу оценят и будут охать и ахать. В общем то они правы, на мой взгляд. Сам Мигель Хименес - Бог Покраса, можете погуглить его модели и восхититься. Делает чудеса с помощью аэрографа и Фирменной(тм) химии.

Из минусов Мигелизма можно выделить лишь отсутствие меры. зачастую, увлекшийся аэрографом Мигелист может превратить танк, вроде как задумывавшийся, как реалистичный, в ржавое корыто, с потеками масла изо всех мест.

Красивое ржавое корыто, безусловно. И потеки будут реалистичны. Вот только за такое состояние машины в реальной строевой части весь экипаж выебут банником от пушки. Без солидола. Но если Мигелист не увлекается чрезмерно, результат реально радует глаз.

Кстати о деталях. Технология литья из полистирола не всесильна и, по мере возможностей, некоторые детали упрощаются в пользу снижения сложности изготовления формы или банального уровня лени. Да, лень тоже часто бывает в этом деле.

Разумеется, люди всегда будут недовольны и появился целый пласт "Афтермаркета". Это всякие дополнения. Сделанные из металла, смолы и прочих материалов, с применением более тонких технологий. И да, их стоимость легко может превзойти стоимость самой модели. В несколько раз.

Из смолы порой льют и модели целиком. Обычно мелкосерийка, типа Luft46 - того набора набросков на салфетках, что оставили после себя инженеры люфтваффе. От вполне реалистичных "Комет", до "Зильбервогеля". Стоит это обычно неподъемно

При этом качество... Качество чаще всего идет лесом. Запасайтесь шпаклевкой, господа, вы знаете на что идете. Если уж говорить о качестве, то самое нормальное - это литье высокого давления. Его применяет подавляющее большинство производителей.

При этом, сам факт ЛВД ничего не гарантирует. Та же Тамия до сих пор не стесняясь льет пластик в формы сорокалетней давности (но стоит признать, это выглядит вполне терпимо) А вот если форма разбита за годы использования, есть шанс заиметь нечто бесформенное.

Нечто бесформенное, конечно можно выловить откуда угодно, но еще проще это вылавливается из литья низкого давления. Его плюсы - форму не надо резать на ЧПУ-станке, ее могут выдолбить стамеской студенты за доширак.

Минусы - через несколько десятков итераций отливки, из формы извлекается блин облоя, из которого торчит нечто, похожее на контуры деталей. И продается, само собой. Потому что чаще всего альтернатив нет.

Впрочем, еще страшнее были вакушки. Но я их не застал. Вакушка - это почти что пиратская копия модели. Берем детали, накрываем их листом нагретого пластика и обжимаем воздухом. получаем эдакий блистер от таблеток, из которого можно выпилить модель От безысходности - выпиливали

К слову о дошираке. Это один из самых доступных источников листового полистирола. Его крышечка прекрасно клеится штатным модельным клеем.

И тогда уж о клеях - сейчас клей - это чаще всего бутилацетат, с растворенным полистиролом. Вонюч, но не фатально. Раньше можно было встретить и дихлорэтан с грушевой эссенцией, надышавшись которых можно было вполне себе травануться.

А еще есть в моделизме такое понятие, как "Суслик" Название происходит от того самого суслика, из фильма. Представьте себе, вы склеили из подножного мусора реалистичный кокпит самолета, а потом... заклеили его в корпус так, что через остекление видно ровным счетом ничего

Ты его не видишь, а он есть. Суслики чаще всего несут удовольствие исключительно для самого моделиста, что, разумеется хорошо.

Продолжая тему материалов. Как бы ни было странно, уже долгие годы идеальным прозрачным лаком в мире моделизма считается легендарная "футура". В детстве - полироль для пола. Ага. для паркетного. У нас в стране, к сожалению, не продается,но завозится барыгами и тут же раскупается

Со смолой, кстати, лучше работать в респираторе и шкурить ее исключительно с водой. Смоляная пыль - не самая полезная для легких штука. Вообще, меры безопасности полезно предпринимать не только в этих работах, но и во всех остальных, чтобы не вылавливать пластик из глаз, например

Идеальных фирм нет. Это аксиома. Даже у Dragon-а можно найти такие дрова, которые придется собирать, обкладывая хуями для подгонки. И ЛНД-шортраны бывают вполне пристойного качества.

Чаще всего надо ориентировать на дату выпуска изначальной формы. Многие фирмы выпускают один и тот же пластик десятилетиями, время от времени добавляя новые декали или меняя коробку.Более того, иногда формы перепродаются другим и пластик продолжает клепаться,но под другим брендом

Пример довольно эпичной перепродажи - Frog из Англии. Фирма раззорилась и формы попали в СССР. Большинство моделей в те годы были как раз английского происхождения, но отлитыми по эту сторону железного занавеса. Некоторые ушлые товарищи перепродавали их обратно, за границу.

Фрог и сейчас жив, в реинкарнации Арк-Моделса, например. Но эти модели - не для слабых духом. (но и не абсолютный кошмар)

"Звезду" у нас на форумах и в пабликах принято обычно хаять И зачастую - есть за что. Тем не менее, сама "Звезда" на это кладет большой болт, делает новые модели (вполне годного качества) и неплохо продается и за границу. По крайней мере я видел, как "японцы" звезду собирали

Вообще, комьюнити моделистов - это зачастую консервативно настроенные бывшие/действующие военные/летчики/техники. Со всем вытекающим. Я туда стараюсь не лезть. Лучше отвернемся от мяса и вернемся к пластику

Понятное дело, что одними танками/самолетами дело не ограничивается. Отдельной кастой идут ЖД-моделисты, со своей атмосферой, ну и этакая элитка - кораблестроители.

Элитка они, потому что кораблики делали еще за сто лет до того, как вышли первые пластиковые модельки. У меня лежит книга по теплому и ламповому выпиливанию корпусов парусников из дерева и вытачиванию пушек из латунного прутка

Ну и просто, танчик - он небольшой, на полку легко поместится. А корабль, даже в масштабе 1/350 - здоровенная дура, под которую всю полку и отдашь. Трудоемкость, кстати, соответсвующая

Где то сбоку находятся любители всякой фантастики. Ваха, например, нихрена не стендовый моделизм. Также, как и ОБЧРы, со всякими гандамами. Впрочем, на гандамах стрижет бабло Bandai, стрижет уже десятилетиями и не собирается останавливаться.

Причем стрижет не только по гандамам, но и по звездным войнам. Стрижка настолько успешна, что Revell обижается и требует запретить продажи бандаевских моделек по ЗВ за пределами Японии. Получается так себе - интернет решает.

Вообще, если углубляться в это хобби, то получается довольно затратно. Можно рассмотреть на примере. Допустим, захотелось человеку собрать... ну скажем танк Тигр. Какие его действия? первое и самое очевидное - купить модель.

тут правда ждут первые трудности - этих тигров сейчас столько, их делает каждый первый производитель и глаза просто начинают разбегаться. А от цен на некоторые наборы - округляться. Но, человек сдерживает себя и покупает среднестатистический набор, скажем, за 1500р.

Полагаю, это будет очень средний тигр, без привязки к конкретному образцу, а скорее всего - сборная солянка из всех модификаций. Нам это сейчас не важно ЧТо дальше? Ну базовый инструмент мы опустим. Нож и кусачки чаще всего дома есть

Так что упремся мы в покраску. Сборка то, чаще всего, дело одного-двух вечеров, если не загоняться по заклепкам. Первый и самый бюджетный вариант - идем в канцтовары, берем набор "акриловые краски 6 цветов" и кисточку "школьная", ворс из которой лезет, как из лишайного кошака.

после комбинирования всех компонентов получим "объект, отчасти похожий на танк тигр, обмазанный ЧЕМ ТО" Короче, если хотим что то лучше - уже загоняемся и идем искать нормальные краски. Это еще тысячи на полторы выйдет. Но кистью все равно получится жутковато.

Опа, мы серьезный моделист и бежим за аэрографом.Ну это отдельная тема. Короче, траты на это оборудование - где то от 6 до 10к. Стоимость первоначального "тигра" стала совсем незначительной. Тут моделист уже махнул на все рукой и пошел за допами.

И набрал их еще на три стоимости тигра. Но вообще, все не так страшно. И все можно делать куда бюджетнее. Просто я предположил крайний вариант:)

Тем не менее, влить в это хобби много бабла - проще простого. Вот вам пример - модель самолета "Руслан", в 1/72. Мелкосерийка. Смола, стеклопластик, фюзеляж длиной в метр. В нем жить можно. По нынешнему курсу ~500$ за модель.

Черт с ними, с цифрами. Сомневаюсь, что это кому то сильно интересно. В стендовом моделизме еще есть такая дисциплина, как "диорамы". Это когда ты не просто танчик делаешь, а вписываешь его в сюжет.

Правильно выполненная диорама - заставляет рассматривать себя, неправильная - заставляет или хихикать в кулак, или чесать затылок в немом WTF? Такой результат получается обычно от сочетания низкого уровня самой работы и отсутствия сюжета, как такового

Вот пример хорошей диорамы Примеры плохих я приводить не буду, просто потому что у меня их под рукой нет. При желании можно погуглить. Имхо, основная проблема диорам - это их размер. Нужно жить весьма просторно, чтобы это все хранить

Иногда моделист расслабляется, засыпает остатки деталей от прошлых моделей в один пакет, заливает клеем и трясет. В результате может получиться всякая наркомания. Но порой результат доставляет А иногда пары клея становятся слишком интенсивными и получается такое:

Итак, у меня был перерыв на ловлю осы. Попробую продолжить. Вообще, тема химии в моделизме - очень интересная. Раньше можно было травануться не только парами клея, но и парами растворителя из краски, так как они были эмалевыми.

Но мудрые японцы решили, что молодое поколение надо беречь и начали продвигать в массы акрил. Сейчас большинство красок для моделизма - именно акриловые, но тем не менее, эмали до сих пор живут, особенно у олдфажных строителей.

Кроме растворителей еще можно прекрасно запачкать все вокруг хлорным железом (если вдруг решил делать фототравление на дому). Ну и цианакрилат, который является вторым по популярности клеем, тоже не сахар.

Есть в сообществе моделистов термин "дрова". Что он означает - я думаю понятно. Это крайне низкокачественная модель, кривая, косая, которую проще растворить в клее и вылепить руками заново. Тем не менее, некоторые получают от сборки таких моделей удовольствие.

Самая большая проблема для танкиста - это гусеницы. В самом нищебродском варианте они даются в видел резинок или полиэтиленовых лент, которые хрен покрасишь и хрен склеишь. Хорошо еще, если по длине подходят.

Куда более предпочтительный вариант - полунаборные гусли, которые хоть и не двигаются, как настоящие, но позволяют себя собирать, как нужно. Есть еще наборные - там каждый трак отдельно, но первая сборка может вызвать некоторую фрустрацию.

Самый же топчик - это афтермаркет в виде смоляных, или, что совсем шикарно - металлических гусениц. Последние, чаще всего, сами по себе стоят, как еще одна модель, позволяя потратить целый вечер в сборке ленты на крохотулечных пальцах. Но реализм... это да.

Танки, вообще, собирать проще, чем самолеты. Танк - машина грязная. Если где то накосячил в покраске - можно запылить, замазать грязью, землей, посадить танкиста на башню, итд. С самолетом обычно такое не прокатывает. Особенно сложно с реактивами средней эпохи

Ибо алюминий на них блестел, пусть и не зеркалом, но весьма и весьма, а работа с металликами - довольно сложная штука, особенно если начинающий создатель возьмет профессиональные металлики, от Алкада, например.

При всем разнообразии наборов, у большинства фирм есть один-два кИта, которыми она и живет. Как говорил директор Airfix - "мне достаточно делать мессершмитт и спитфайр, чтобы иметь прибыль". И среди самолетов примерно так и есть. Bf-109 со спитфайром - самые популярные.

Из танков, как легко догадаться - самый топчик это Тигр (хотя, говорят, единички-двоечки не менее популярны) Шерман идет на втором месте. Советские танки куда менее популярны.

Одна из самых сложных задач, чаще всего - раскраска фигурок. То есть танк покрасить можно научиться легко. А вот команда десанта у многих может выйти "видевшая некоторое дерьмо". Хотя, некоторым гайды помогают и они сразу все хорошо красят.

Но выловить ушат помоев, показав своих пехотинцев в сети - легко. Ну покажется кому нибудь, что цвет не тот и понеслась.

С цветами вообще весело. Есть меметичное понятие "Настоящий 4БО".Это тот самый зеленый цвет, в который, по уставу,надо было красить все танки. Вот только есть одна проблема - цвет примерно понятен,но его никто не видел. При желании срач раздувается до температуры синтеза дейтерия

Тут играет роль еще и понятие масштабного искажения цвета. Тот же панцерграу был почти черным, но если им покрасить модель размером с ладошку, цвет будет казаться еще темнее. Поэтому надо вводить пропорциональное осветление. Которое тоже делается на глаз, ага

Одна из моих самых нелюбимых техник, применяемых в инструкциях - это "нагреть жало отвертки и расплавить-расплющить пимпочку" Варварство какое то.

Покраска игровой миниатюры практически всегда отличается от покраса стендовой модели. Просто потому что задачи разные. Игровуха красится, чтобы выглядеть ярко, чтобы мелкие детальки были сразу видны. Вот и получаются грубоватые высветления, чернющие тени итд.

Практически любые эффекты на модели можно сделать маслянными красками. Самыми обычными, из худмага. Это нереально мощный инструмент, которым полезно уметь пользоваться. Разумеется, Мигель Хименес выпускает "Специальное модельное масло" за повышенный прайс

Про отечественные краски "Акан" (сами по себе меметичные хозяином фирмы) в книжке Хименеса писали, что они "настолько токсичны, что запрещены для экспорта в Европу"

Хименес, Хименес, ХИМЕНЕС. Да сколько можно Хименеса? Но дядька реально толковый, не только коммерсант, продающий краски, но и моделист, дающий очень годные мастер-классы. На ютубе можно найти видео.

Впрочем, если поискать по интернетам, окажется, что его дважды кидали партнеры по бизнесу. Вот что значит - увлеченный человек.

На этой не очень веселой ноте я пока что остановлюсь Потом может еще продолжу

В догонку. Всегда. Абсолютно всегда при сборке любой модели будет велика проблема "Мелкая деталька, улетевшая на ковер". Хорошо, если одна. Хорошо, если ее потом удастся найти. Идеально - до момента окончательной сборки модели с изготовлением эрзаца из подручного хлама.

Из подручного хлама можно собирать модели целиком. Это называется скрэтчбилд. В зависимости от результата, может оцениваться, как высший пилотаж, так и "крутое пике"

Самая большая беда во всем этом деле, называемом моделизмом - моделями нельзя играть. То есть можно, но недолго. Слишком уж хрупкие они

Про доширак я уже писал, а вот про то, что самый распространенный источник тонкого металла - пивная/лимонадная банка - нет

Раз уж вспомнил тред, то есть такое явление, как "расшивка" - это обозначение линий стыков панелей обшивки. Самая кошерная - внутренняя и тонкая. Если она проложена точно по чертежу, без приложения творческого зуда создателя отливки - вообще здорово.

Хуже, если расшивка глубокая, как говорят "траншейная". Еще хуже, когда расшивка внешняя - то есть стыки как бы выступают над поверхностью детали. Нихрена не копийно и ужасно сложно выделить при везеринге. Если внутренняя расшивка просто проливается смывками, то с этой все тяжко

Поэтому рано или поздно моделист доходит до того, что начинает расшивку перерезать - "перерасшивать". Делается это специальным резаком-скрайбером, который делает четкую канавку там где надо. Если не повезет - и там, где не надо - тоже, и тогда - привет шпаклевка

Особенно весело, когда приходится перешивать какой нибудь бомбер типа "писмейкера", с размахом крыльев под метр. Медитативное занятие, говорят.

Помимо перерезания расшивки есть еще операция нанесения имитации клепки. чаще всего это делается чем то типа шестеренки, катаемой по поверхности, чтобы остались дырочки-вмятинки. Издали вполне катит за нормальные клепки.

Некоторые производители делают "позитивные" клепки и тогда, в самом печальном случае, модель напоминает пупырчатый огурец. А вот в БТТ заклепки крупнее и обычно устанавливаются поштучно.

>